​В чем отличие франчайзинга от франшизы

Чтобы разобраться во всех особенностях франчайзингового сотрудничества, необходимо ориентироваться в основных определениях. Франчайзинг представляет собой форму предпринимательской деятельности на основе взаимовыгодного сотрудничества франчайзи (т.е. покупателя) и франчайзера (т.е. продавца). А то, что приобретает франчайзи по договору франчайзинга и есть франшиза. Иными словами франшиза – объект договора, те преимущества, которые покупатель получает по договору сотрудничества, а именно, модель ведения бизнеса, торговая марка, технологии, обучающие мероприятия, маркетинговые мероприятия и проч.

В целом франчайзинг и франшиза тесно связанные понятия, суть каждого из которых отличается. Поэтому многих интересует вопрос: франчайзинг и франшиза в чем разница? В первую очередь отличие найдется в финансовой стороне вопроса. Как правило, сам договор франчайзинга не несет за собой финансовых затрат, в отличие от франшизы, приобретение которой, собственно, и стоит определенную сумму. К тому же, помимо вступительных выплат, или так называемого паушального взноса, имеют место ежемесячные комиссионные перечисления, т.е. роялти. Они могут начисляться либо в зависимости от общей прибыли, либо это будет фиксированная сумма. Этот вопрос регулируется условиями франчайзингового договора.

Цены на франшизы варьируются в зависимости от популярности торговой марки и территориального расположения. За право использовать известный и прибыльный бренд придется дороже заплатить, зачастую это оправданные вложения, так как уровень спроса на подобные предложения достаточно внушителен.

Существует также такое понятие как бесплатная франшиза. В данном случае вы не приобретаете право на использование какого-либо бренда, а становитесь управляющим дочерней компании. А станете ли вы партнером по бизнесу, будет решать франчайзер по итогам вашей работы. Как показывает практика, зачастую франчайзер пытается задавить штрафными санкциями или невыполнимыми планами.

Не стоит упускать из вида тот факт, что фанчайзерами выступают довольно крупные компании, которые не экономят на юридической защите себя и своих интересов. Если говорить о том, чем отличаются франшиза и франчайзинг, то рассмотрим этот вопрос с юридической стороны. Целью компании является продажа франшиз, именно поэтому франчайзинговый пакет формируется таким образом, чтобы он был привлекателен для покупателя, чтобы потенциальный франчайзи не увидел возможные минусы бизнеса. А франчайзинговый договор составляется исходя из своих интересов, иногда в ущерб прав покупателя. Отметим, что в России подобный вид сотрудничества регулируется, как правило, договором концессии.

Что включает в себя договор? Это условия взаимовыгодного сотрудничества франчайзи и франчайзера. Это сотрудничество таковым может и не быть. На что обязательно нужно обратить внимание потенциальному покупателю перед подписанием соглашения:

  • Действительно ли торговая марка зарегистрирована, в противном случае, у вас могут возникнуть проблемы, влекущие за собой крупные штрафы.
  • Насколько жестко прописаны требования по соблюдению всех пунктов бизнес-плана, либо они носят рекомендательный характер, каковы штрафные санкции за их несоблюдение.
  • Допускаются ли инициативы в управлении бизнесом. На самом деле это очень важный момент, о котором мало кто задумывается в начале пути. Но когда бизнес наладится, вы переживете первоначальные трудности, встанет вопрос дальнейшего развития фирмы. Вот тут и могут возникнуть порой непреодолимые трудности. Как правила головная компания не приветствует какие-либо инициативные действия, касающиеся изменений в бизнес – процессах, которые четко регламентируются в договоре. Этот нюанс также можно попробовать урегулировать на этапе переговоров, но вряд ли на это согласится франчайзер, если будут ущемляться его интересы.
  • Полностью ли укомплектована франшиза. Франчайзинговый пакет должен содержать руководство по правильному использованию приобретаемого бренда (описание стиля и дизайна интерьера помещения или офиса, логотипы, униформа, транспорт и прочие атрибуты) и руководство по грамотному ведению бизнеса, где подробно описаны все бизнес – процессы; требуемые лицензии и сертификаты.

Естественно в успешности и прибыльности франчайзи заинтересованы обе стороны. Но юридическая помощь, а также консультации специалистов по франчайзингу не будет лишними. Франчайзинговое сотрудничество - сложный процесс, требующий определенных знаний и навыков.

Поделиться:

comments powered by HyperComments
Подпишитесь
на лучшие предложения