Как работать по франшизе

Работа по франчайзингу в России уже не один десяток лет успешно развивается и приносит немалую прибыль и правообладателям, и партнёрам, именуемых в данных отношениях франчайзи. Суть франшизы заключается в том, что предприниматель покупает у существующего известного бренда право на работу под его логотипом, именем и строго в рамках его концепции. Со стороны потенциальных клиентов это выглядит, как открытие сети филиалов в чертах одного города, региона или же всей страны. По факту, так оно и есть, но в этих деловых отношениях имеются свои нюансы.


Сама франшиза подразделена на два основных вида, а именно:

  • Прямой продажи – передача прав на деятельность правообладателем своему новому напарнику, который будет заниматься аналогичной работой в рамках коммерческого предложения.
  • Эксклюзивной передачи прав – в результате такой сделки франчайзи получает возможность в дальнейшем сам заниматься урегулированием выдачи франшиз.

Помимо этого, необходимо чётко понимать, что и сам франчайзинг подразделён по видам. Деловой передаёт право открывать напарнику свою деятельность внутри структуры правообладателя с использованием его имени, логотипа, технологии с возможностью обучать персонал за счёт франчайзера. Товарный подвид по факту более распространён и предусматривает передачу прав по продаже товара, производимого правообладателем без права торговать в открытой точке чем-либо сторонним. Производственный подвид встречается реже остальных, так как затраты слишком высоки. Тем не менее он даёт возможность приобрести технологии правообладателя, его товарный знак и заниматься производством от его имени.

Насколько актуально

В условиях франчайзинга на территории Российской Федерации работают очень многие предприниматели. Подобная деятельность остаётся актуальной, поскольку не каждый может позволить себе рискнуть начать собственный бизнес с нуля – это очень большой финансовый риск, кроме того, требуется тщательная проработка плана, включая концепцию и все сопутствующие детали будущего дела. В итоге, после всей проделанной работы, гарантий относительно того, что бизнес себя окупит, не может дать никто. По статистике около восьмидесяти пяти процентов предпринимателей, открывших своё дело самостоятельно, прогорают, не выдержав и пяти лет. Но за тот же период количество разорившихся предпринимателей, приобретших франшизу, составляет только пятнадцать процентов.


Практически во всех нишах сегодня немалая конкуренция и выживаемость нового бизнеса в России довольно низкая. Для этого потребуется железная хватка, хорошие связи, умение быстро обучаться и ориентироваться в рыночной ситуации, находить эффективные решения и чётко следовать поставленному, заранее разработанному плану.

Предоставление готовой франшизы даёт, по сути, готовый, раскрученный бизнес, с идеями, методикой работы, подготовленными клиентами и прочими бонусами. Что требуется от предпринимателя, так это умение организовать рабочую точку, эффективно ею управлять, соответствуя имиджу бренда, и, разумеется, иметь стартовый капитал.

Развитие оригинальной идеи

Менеджер компании, которая готова продать франшизу, до того, как выставить коммерческое предложение, разрабатывает перечень взаимовыгодных условий. Неграмотно составленное предложение, после ознакомления с которым остаётся много вопросов и требуются уточнения, недостаток информации уже повод задуматься о том, что за управляющий персонал работает в компании и стоит ли к такой присоединяться.


Работая над франшизой, каждая деталь продумывается подробно и не один раз, привлекается менеджер по продажам, маркетологи, задачей которых, в том числе, является определить потенциального покупателя и сделать предложение для него интересным, с обоснованием каждого аргумента. Как показывает опыт, если начинающий предприниматель зашёл на ресурс с каталогом франшиз, значит, он хочет сделать покупку. Однако прежде чем захватывать внимание потенциального партнёра и активно вовлекать его в свой бизнес, компания должна убедиться в том, что это действительно тот человек, который им нужен. Поскольку речь идёт о передаче технологий и имидже правообладателя, ошибка может стоить ему очень и очень дорого.

Менеджерами разрабатываются не только условия, но также рассчитывается оптимальная сумма роялти и паушального взноса, составляется инструктаж для нового партнёра, излагается вся суть бизнеса, создаётся описание бренда. Кроме того, заранее продумывается метод взаимодействия и контроля, обучение персонала и новая рекламная кампания.

О преимуществах и недостатках

И начинающие предприниматели, и франчайзеры обязательно должны объективно оценить все преимущества и недостатки, прежде чем работать по франшизе. Это позволит принять правильное решение и заведомо подготовиться к тому, с чем в дальнейшем придётся иметь дело.


Предприниматели

Ряд преимуществ

Ряд недостатков

Правообладатель

Быстрое внедрение на новый рынок, больший охват потенциальных клиентов, расширение сферы деятельности при минимальных финансовых вложениях.

Большая часть ответственности и расходы по открытию филиала возложены на нового партнёра.

Получение прибыли сразу и в процессе дальнейшей работы.

Необходимость создать контролирующий орган, который будет следить за работой нового филиала и оперативно воздействовать при необходимости.

Технология и коммерческая информация передаётся стороннему лицу.

Учётная программа должна быть унифицирована для всех отделений сети.

Организация обучения и денежные затраты на него.

Франчайзи

Существенное снижение финансовых и прочих рисков при открытии своего дела.

Готовая рекламная кампания, узнаваемость, поток потенциальных клиентов, отсутствие необходимости создавать концепцию, дизайн и прочее.

Налаженные связи с поставщиками.

Всесторонняя поддержка правообладателя и обучение персонала при необходимости.

Чётко поставленные условия, за рамки которых нельзя выходить и запрещается диктовать свои.

Контроль со стороны франчайзера.

Разработанная система штрафов за совершённые ошибки (оговаривается индивидуально).

Какой бренд лучше

Важно понимать, что работа по франшизе непосредственно в России на две трети не соответствует мировым стандартам. По этой причине важно очень внимательно отнестись к заключению договоров и внесению в них всех важных пунктов. Как и в любой другой сделке, если о чём-либо стороны договорились устно, но в документах этого нет, значит, об этом стороны не говорили и доказать обратное невозможно.


Перед покупкой франшизы важно убедиться в надёжности компании, которая должна следить за чистотой своего имени и годами наработанным имиджем. Не следует удивляться тому, что список условий будет немалым и обсуждению фактически никогда не подлежит – правообладатель работает строго в соответствии с бизнес-планом, имеет определённый опыт, следует концепции и чётко понимает, кто и что ему надо. Соответственно, если потенциальный партнёр не готов придерживаться той же линии, их пути расходятся ещё до подписания договора. Это не прихоть и не консерватизм – ошибки франчайзи могут причинить непоправимый вред имиджу правообладателя и стать причиной потери большой части прибыли и клиентов.

Рассчитывая на долгосрочное и серьёзное сотрудничество, имеет смысл обратить внимание именно на крупные компании, успешно работающие в своём направлении годами. Как правило, и в предоставлении поддержки таковые гораздо превосходят мелких правообладателей.

Нюансы правильного выбора

В выборе франшизы работает тот же принцип, что и при открытии собственного дела с нуля. Тем не менее франчайзинг позволяет организовать бизнес и получать хорошую прибыль, следуя более ровным путём. Однако, если предприниматель имеет много амбиций в плане желания иметь дело имени себя, имеет смысл повременить, подкопить денег, разработать подробный, грамотный бизнес-план и выбрать подходящий момент, когда всё будет к этому готово. Работая с франшизой, на партнёра возлагается масса обязательств, от которых не получится избавиться в любой момент и в одно мгновение. Это нужно учитывать, если на горизонте собственная идея.


В интернете сегодня много специальных магазинов франшизы, где можно ознакомиться с коммерческими предложениями, определиться с направлением, понять, что именно вам интересно и с чем бы вы могли справиться, в том числе и финансово. Определившись с интересующими направлениями, важно заняться исследованием и анализом конкретного сегмента рынка в своём регионе (населённом пункте), где вы планируете открыть филиал. Необходимо определить конкурентов, их сильные и слабые стороны, спрос на товар, услуги, насколько рентабельным будет дело именно здесь. По возможности имеет смысл ориентироваться на те ниши, которые привлекательны не только перспективами прибыли, но и представляют личный интерес для вас.

Нужно ли это вам сейчас

Каждый предприниматель – это, по сути, менеджер, который должен уметь управлять не только делом, но и людьми, которые у него в штате. Для успешного ведения бизнеса нужно правильно оценить самого себя, свою компетентность в выбранной сфере, настрой на долгосрочное и тесное сотрудничество с правообладателем, готовность следовать чужой концепции, умение быстро находить решение в непредвиденных форс-мажорных ситуациях и, конечно же, свою финансовую обеспеченность.

Среди ныне работающих структур много таких, что появились при влиянии новомодных тенденций, породивших ажиотажный спрос. Однако не стоит спешить присоединяться к чему-то подобному. Объективно проанализируйте, как долго такой бизнес ещё будет актуален и выгоден. И что случится, когда спрос на него резко упадёт, переключившись на что-то более востребованное. Сможете ли вы поддерживать интерес на должном уровне, перспективна ли ниша для развития, чем именно.


Несмотря на то что правообладатель в процессе работы постоянно будет присутствовать и всячески поддерживать, оказывая консультативную помощь, нельзя полагаться во всём только на него. Если франчайзер увидит, что вы недостаточно компетентны в данной сфере и неэффективно справляетесь, чтобы снизить для себя риск, до возникновения серьёзных проблем, сотрудничество с вами, скорее всего, будет прекращено.

Поиск предложений

К продаже франшизу предоставляет либо непосредственно сама компания по разработке менеджеров, либо посредническая структура, которая занимается профессиональной продажей франшиз разных сфер деятельности. Чтобы понять, будет ли выбранное дело окупаемой работой, принося желаемый уровень прибыли, следует обратить внимание на следующие факторы:

Насколько велика действующая сеть компании – если у правообладателя много успешно продвигающихся точек, значит, его бизнес идёт хорошо и имеет перспективы.

Как долго работает компания – окупивший себя бренд даёт больше гарантий на успешное развитие, чем сравнительно недавно появившийся бренд (более того, среди франчайзеров далеко не все чисты в помыслах, некоторые, приближаясь к банкротству или уже находясь там, продают свои заведомо провальные коммерческие предложения, чтобы выбраться из долгов).


Какая поддержка оказывается франчайзи – серьёзные франчайзеры формулируют конкретные действия, отображая их в договоре, многие предлагают уже разработанный, готовый бизнес-план, которому новому партнёру нужно только неуклонно следовать.

Серьёзная, стабильная компания всегда заинтересована в первую очередь о сохранении своей положительной репутации, а не о разовой прибыли, которая приходит ей в виде паушального взноса.

Начало работы

Купить франшизу, которую разработал менеджер интересующего вас правообладателя, менее рискованно за собственные финансовые накопления. Поскольку любое дело, даже во франчайзинге, не застраховано от рисков и не даёт точных прогнозов относительно того, когда оно окупится, не рекомендуется начинать со взятых в банке кредитных средств, особенно под залог недвижимости. Амбиции проходят, а оказавшаяся на улице семья, в случае неудачи, это куда большая проблема, чем отсутствие делового чутья.


Вы должны уметь просчитывать несколько ходов наперёд, при этом не забывая подстраховывать себя на случай возникновения неприятностей. Если выгодное предложение появилось именно сейчас, но денежных средств пока не хватает, лучше прибегнуть к поиску инвестора. Более того, чем хороша франшиза, для предоставления инвестиций можно обратиться к самому франчайзеру. Однако есть один нюанс – подобные уступки возможны, если с такой просьбой обращается уже работающий в компании сотрудник, который успел выделиться хорошей работой.

Распространённая ситуация, когда в процессе работы менеджер добивается повышения, и его назначают управляющим в один из филиалов, который тот впоследствии может переоформить на себя, купив франшизу за личные средства или запросив инвестирования у правообладателя. Вариантов на самом деле всегда есть несколько, и талантливый предприниматель умеет их находить.

Поделиться:

comments powered by HyperComments
Подпишитесь
на лучшие предложения