Что такое франчайзинг?

Система франчайзинга считается одним из самых популярных и удобных видов бизнеса. Но сказать по правде, многие бизнесмены даже отдалённо не представляют, как это работает. И это несмотря на то что франшизами в России пользуются довольно давно. Эту ситуацию надо исправлять, ведь из-за обычной неосведомлённости люди теряют реальные возможности заработать, прикладывая к этому минимум усилий.

По сути, франчайзинг — это схема партнерских связей и делового сотрудничества, которые проходят через франшизу. Но ведь есть проблема в разборе самого понятия франшизы. Конечно, многие слышали об этом понятии, вот только мало кто разбирается, чем же она, по сути, является, и как с ней работать. Это проблема отечественного бизнес-рынка. Люди создают бизнес-сеть, но не разбираются, как обеспечить её функционирование, и в итоге страдают обе стороны, тем самым портя свою репутацию. Именно потому любая отечественная компания дважды думает перед тем, как заниматься организацией франчайзинговой сети.


Франчайзинг что это

Франчайзинг – это одна из форм делового сотрудничества, при котором несколько фирм покупают франшизу у более крупной и популярной компании. Главное, чтобы на рынке уже знали имя компании–франчайзера, она имела неплохой опыт и могла им поделиться. Так что покупая франшизу, пользователь покупает права пользоваться брендом, работая под ним, а также использовать стратегии и схемы развития бизнеса, которые использует франчайзер.

Но эти права переходят в собственность не на постоянной основе, а в качестве временного сотрудничества, так как франшиза имеет чётко разграниченные рамки. Потому после истечения срока, франчайзи должны отправиться в свободное плавание, получив необходимый опыт и заработав немалую сумму. В общем, такой бизнес выгоден всем. Конечно, если работать по правильному образцу.


Организация собственного бизнеса – это долгий и трудный процесс, который несёт определённые риски и требует колоссальных финансовых затрат. Франшиза тоже не бесплатная, но она минимизирует риски на провал, так как перед человеком проверенная и опробованная на практике стратегия ведения дел. Кроме того, за процессом работы следит франчайзер, и в случае каких-либо трудностей может подсказать, прийти на помощь, поддержать.

Данной схеме ведения бизнеса присущи следующие особенности:

  • Покупатель в своей профессиональной деятельности может использовать торговую марку той фирмы, франшизу которой он купил.
  • Также покупателю передаётся право пользоваться технологиями производства компании-франчайзера.
  • Если компания занимается продажами, то франчайзи передается право вести продажи по тем же принципам, что и компания, создавшая бизнес-сеть.
  • Также франчайзинговые отношения предусматривают передачу концепции ведения предпринимательской деятельности.

В общем, франчайзи должен действовать так, будто он является ещё одним филиалом фирмы, занимающейся бизнесом по франшизе. По сути, так это и есть, так как над деятельностью компании ведётся строгий контроль.


Франчайзер и франчайзи

Системой продажи франшиз деятельность бизнесменов не ограничивается. Для того чтобы понимать, о чём идёт речь, надо знать, как именно происходит сотрудничество между сторонами, и как называют эти стороны сотрудничества. Дело в том, что в этом бизнесе не все так однозначно. Например, в заграничной практике стороны сотрудничества получают название, отличимое от того, каким пользуются в России.

Для общей практики доступны следующие названия сторон франчайзинговых отношений:

  • Франчайзер.

Это компания, которая выдаёт лицензию на бренд или отдаёт на время свой товарный знак в пользование другой компании. Также можно передать ноу-хау или операционную систему во временное использование заинтересованному лицу.

  • Франчайзи.

Это имя получает человек или компания, покупающие возможность работать под уже известным и популярным брендом. Цель такого сотрудничества в обучении и помощи в создании бизнеса у франчайзера. Для того чтобы получить все вышеперечисленные права, франчайзи должен платить сервисную плату, называемую роялти.

Касаемо отечественного бизнеса, то желательно уточнить, что в договорах франшизы, подписываемых на территории России, используются немного другие обозначения. Тем не менее они имеют одну и ту же суть. Подведём итог:


  • Правообладатель – это и есть франчайзер.
  • Пользователь – это второе название франчайзи.

Такой тип сотрудничества позволяет создать бизнес-сеть, состоящую из одной родительской фирмы и нескольких компаний, которые пользуются расположением своего «старшего товарища». Это особенно удобно для тех компаний, которые настолько молоды, что не могут себе позволить тратить немалые суммы на продвижение собственного дела. А у известного бренда уже есть хорошая репутация, наработан имидж, а потребители уже знают компанию, потому бизнес будет развиваться семимильными шагами.

Виды франчайзинга

Поскольку франчайзингу присущи некоторые особенности, в зависимости от области его использования можно выделить несколько видов такого сотрудничества. На данный момент выделяют четыре категории рассматриваемого бизнеса, и прежде чем задумываться о том, чтобы заниматься своей самореализацией в этой области, надо разобраться в том, какой именно вид франшизы подойдёт в вашем случае.


  1. Товарный франчайзинг.
  2. Товарный франчайзинг используется в области торговли. Заключается в том случае, когда небольшая фирма продаёт товар, выпущенный известной торговой маркой. Подписание договора торговли означает, что теперь у франчайзи будет доступ к технологиям реализации выпускаемой продукции, особый ассортимент магазина, а также ему придётся следовать правилам пользования популярной маркой.

  3. Производственный франчайзинг.
  4. Франчайзинговая договорённость этого типа предусматривает передачу в собственность запатентованной технологии производства определённого товара. Кроме того, после получения данной франшизы франчайзи имеет право самому выпускать рассматриваемую продукцию и реализовать её под брендом франчайзи. Ещё надо указать, что фирма-руководитель передаёт сырье, эксклюзивные ингредиенты или рецепт изготовления, чтобы качество продукции не упало.


  1. Сервисный франчайзинг.
  2. Этот вид франчайзингового сотрудничества позволяет франчайзи оказывать определённые услуги под руководством и именем известной марки. При этом франчайзер должен обеспечить франчайзера оборудованием, которое он использует для реализации бизнеса, предоставлять рекламную поддержку и разъяснять маркетинговые технологии, позволяющие держаться фирме на плаву. И, естественно, в обязанности «старшей» компании входит контроль за деятельностью «младшей» фирмы, так как от этого зависит, останется ли репутация родительской компании такой же чистой.

  3. Франчайзинговый бизнес.
  4. В этом случае предприниматель получает лицензию на ведение бизнеса. Документы, которые при этом подписываются, регулируют общую концепцию деятельности, инструкции по подготовке персонала, оформление помещения и не только. Кроме этого, любая компания, которая входит в бизнес-сеть, должна подчиняться общему регламенту ведения отчётности, отношений с поставщиками и рекламной политики.

Самые популярные отрасли во франчайзинге

Конечно же, франчайзинговым бизнесом занимаются многие, но использовать франшизу можно не во всех отраслях. По крайней мере, не всегда и не везде этот вид деятельности принесёт желанные дивиденды. Именно потому, перед тем как заниматься бизнесом, связанным с франшизами, следует выделить несколько отраслей, где использовать франшизу выгоднее всего.


Для примера возьмём бизнес-сеть, где использование франчайзинговых отношений выгоднее всего.

  • Общественное питание.

На данный момент по всему миру существует культ быстрой, но в то же время вкусной и сытной еды. Конечно, есть её регулярно не слишком полезно для организма, но в качестве бизнеса такой вариант более чем подходит. Для примера можно взять всемирно известную сеть кафе «Макдональдс». Они продают франшизы и таким образом расширяют свой бизнес, популяризуя заведения по всему миру. По такому же примеру работают в «Крошке-Картошке», «Стоп-Топ» и не только. И не факт, что это единственные заведения, которые смогут сделать свой бизнес именем нарицательным, работая через франчайзинг.

  • Программные продукты для учёта.

Современные технологии нуждаются в программном обеспечении, а значит, расширять свой бизнес в данной отрасли является отличной альтернативой для развития собственного предприятия. Если не верите, что франшиза может работать в такой специализированной отрасли, для примера можно обсудить опыт «1С». Эта компания известная многим, поскольку именно она разрабатывает и продаёт программное обеспечение для различных предприятий, используя для этого своих франчайзи.

  • Фотоуслуги.

Ещё одна узкоспециализированная отрасль, которая является благодатной почвой для того, чтобы вести франчайзинговую деятельность. Конечно, чтобы найти клиентов, которые были бы согласны купить франшизу, понадобится больше усилий, но пример компании «Кодак» вдохновляет.


  • Туризм.

Тоже более чем перспективная отрасль для создания этих сетей, так как путешествовать любят многие. Правда, оказывать качественные туристические услуги способны далеко не все. Для молодых предпринимателей, которые хотят подробнее изучить рассматриваемую отрасль и заработать, услуги наставника значат очень много.

  • Торговля.

Пожалуй, данную отрасль можно было поставить на первое место, так как по популярности она давно находится в лидерах. Рассматривая, что такое франчайзинг – это в первую очередь торговля. Большинство сетей крупных магазинов строится именно через успешную передачу франшизы. Это гораздо безопаснее для всех сторон сделки, чем, например, выдавать секреты производства какой-то продукции, буквально вскармливая себе конкурента.

Недостатки франшизы

Следует признать, что схему франчайзинга нельзя назвать идеальной. Естественно, в ней есть свои недостатки, но ведь и преимущества при этом никуда не исчезают.


Недостатки франчайзинга для пользователя:

  • Пользователю надо быть обладателем большого капитала, чтобы купить франшизу. Возможно, сумма окажется больше, чем можно было потратить на открытие собственного самостоятельного бизнеса.
  • Если у кого-то из франчайзи возникнет проблема, это скажется на репутации всех, кто находится в системе.
  • Подписав договор концессии, франчайзи должен выполнять обязательства, указанные в нём, при любых обстоятельствах, даже если бизнес-проект оказался нерентабельным.

Что касается минусов для правообладателей, то можно выделить следующие пункты:

  • Очень трудно осуществлять полный контроль за деятельностью франчайзи, а это значит, что существует риск потерять свою репутацию, если «подопечный» сделает что-то не так.
  • Работа франчайзером требует немалых усилий, по крайней мере на этапе планирования. Это действительно работа в прямо смысле этого слова. Потребуется нанять команду сотрудников, предоставив каждому филиалу своего менеджера-куратора, досконально разбирающегося в специфике компании.

И даже несмотря на это, у франчайзинга есть масса поклонников, оценивших положительные стороны такого вида сотрудничества.

Поделиться:

comments powered by HyperComments
Подпишитесь
на лучшие предложения