Ценообразование предприятия определяет его эффективность. Цена является одной из основных характеристик товара, которая предопределяет покупательскую способность, т.е. от цены на продукцию или услугу зависит спрос на нее. На стоимость влияет множество факторов, например, стоимость производственного процесса, репутация товара и предприятия, стоимость аналогичного товара у конкурентов, доля занимаемого сегмента и проч.
Одной из составляющих маркетинговой компании бизнеса является ценовая политика, причем она же базовая. При формировании цены на товар или услугу необходимо найти золотую середину, так как если стоимость будет занижена, то потребитель станет сомневаться в качестве товара. При необоснованно завышенных цифрах вы потеряете большую часть покупателей. Именно поэтому цена устанавливается на основании проведенных исследований и анализа данных рынка соответствующего сегмента.
К её целям относятся:
- Попытка удержать бизнес, реализовать имеющиеся запасы товара. В этом случае цена осознанно занижается, это временные действия.
- Максимальное увеличение прибыли. Действие носит краткосрочный характер, не принимая во внимание возможность продвижения на рынке.
- Уменьшение стоимости единицы товара в результате увеличения объемов производства, за счет этого прибыль будет увеличена. Данные действия будут обоснованы, если при этом рынок сбыта будет активен.
- Установление лидирующих позиций на рынке обусловлено высоким авторитетом организации. Возможность установить собственные цены на товар возникает в том случае, если производимый товар по качеству будет превосходить аналогичную продукцию конкурентов. Гарантия качества и надежность производителя дает возможность диктовать собственные условия и стоимость.
- Завышение цены на товар, не имеющий аналогов у конкурентов. До тех пор пока на рынке не появится схожий по качественным характеристикам продукт, диктовать ценообразование будет ваша организация. Здесь уникальность является главной при определении ценности продукта реализации.
Как показывает практика, занижение стоимости – не способ привлечения потребителя, а скорее наоборот. При этом складывается впечатление, что низкая стоимость является единственным преимуществом продукта. Не забывайте про такие понятия, как качество, уникальность и уровень сервиса.
В развитии конкурентоспособности компании ключевым моментом является ценообразование. Ценовая политика формируется следующим образом:
- I.Определение её целей. Подразделяются в зависимости от того, на какой период времени они ориентированы. Например, стратегия развития бизнеса, необходимые тактические действия и местные решения задач.
- II.Анализ влияющих показателей. Здесь проводится анализ таких данных, как мнение потребителей, условия поставщиков, производственные показатели, конкуренцию.
- III.Выбор метода становления цены. Наиболее часто встречается способ наценки на себестоимость. Величина наценки здесь разнится в зависимости от определенных факторов (вида продукта, региональных особенностей, например, наблюдается разница в этом показателе между Москвой и Московской областью с городами регионов страны). Некоторые компании устанавливают цену таким образом, что прибыль от продаж покрывает общие расходы на производство. Если в организации функционирует отдел маркетинга, то цена ориентируется на платежеспособный спрос. Реагируя на изменения цен на рынке, будет установлена стоимость в краткосрочной перспективе.
- IV.Формирование конечной цены. Здесь учитывается несколько показателей: выигрышный образ цены, вероятность диверсификации, психологический фактор.
Позволим себе дать несколько рекомендаций начинающим руководителям. Стоит избегать рискованных методов формирования цены, к таковым можно отнести установление нижнего порога прибыльности. Тщательно анализируйте все возможные затраты, не забывайте даже, на ваш взгляд незначительные. Старайтесь устанавливать оптимальную стоимость на товар, учитывая все особенности рынка. С осторожностью относитесь к скидкам, ведь они оправданы лишь тогда, когда спрос увеличен.
Подводя итоги, отметим, что только тщательный анализ всех факторов, которые оказывают влияние на продукт, позволит не совершить ошибок в ведении ценовой политики бизнеса.