Преимущества и недостатки франчайзинга

Как и любой бизнес, франчайзинговый имеет ряд преимуществ и недостатков. Попробуем более детально разобраться в нюансах подобных договорных отношений, рассмотрим положительные и отрицательные стороны франчайзинга.

При франчайзинге организация бизнеса строится на сотрудничестве физического или юридического лица (франчайзи) с какой-либо компанией (франчайзер), которая в свою очередь на определенных условиях передает право на реализацию продукта или услуги под своим брендом.

Считается, что бизнес, открытый по франшизе, является вполне перспективным видом деятельности, особенно для начинающего предпринимателя. Тем не менее любой бизнес – проект, в том числе и франшиза, имеют свои достоинства и недостатки.

Сразу стоит уточнить, что не только для покупателя имеют место риски и преимущества. Франчайзер также не только выгоду имеет от вашего сотрудничества.

Франшиза для франчайзи

Преимущества

  • Узнаваемый бренд. Что это дает покупателю? Вас знают на рынке. В отличие от нового бизнеса, здесь не придется вкладывать значительные денежные средства в рекламную компанию. Покупая франшизу, вы получаете право работать под тем именем, которые широко популярно. Но стоит упомянуть о том, что имеет место такая закономерность, при которой от популярности бренда зависит цена на его франшизу. Но оно того стоит, ведь репутация, над которой франчайзер работал, возможно, годами, станет вашей буквально в одночасье.
  • Профессиональное обучение. Каждый бизнесмен знает, насколько важен опыт в ведении бизнеса. Франчейзинг подразумевает возможность стать профессионалом в конкретной деятельности благодаря тем знаниям и опыту, которыми владеет франчайзер. Владелец франшизы как никто другой заинтересован в успехе своего партнера.

  • Консультативная поддержка. Помимо первоначального обучения, работа каждой франшизной компании курируется головным предприятием. На протяжении всего времени работы бизнеса, как правило, оказывается помощь в подготовке специалистов и прочих нюансах деятельности.
  • Рекламная компания. Рекламой вашего бизнеса занимается, главным образом, франчайзер. Именно поэтому, при франчайзинге маркетинговые затраты сводятся к минимуму.
  • Обеспечение низкой конкуренции. Об этом позаботится владелец франшизы, так как не в его интересах делить с кем-то покупателей или клиентов.

Недостатки

  • Стоимость. Приобретая интеллектуальные права, вы должны быть готовы не только к разовому взносу (паушальный взнос), но и к ежемесячным выплатам (роялти).

  • Неукоснительное исполнение требований соглашения. Все условия сотрудничества и развития бизнеса четко прописаны в договоре, неисполнение которых может повлечь за собой потерю бизнеса с вашей стороны.
  • Требования к старту бизнеса. Существует ряд условий, которым вы, как потенциальный покупатель, обязаны соответствовать. Что здесь может быть? Например, требования к помещению, стартовому капиталу и проч.
  • Разорение владельца франшизы или его смена. Никто не застрахован как от первого, так и от второго случая. Рассматривая франчайзинговые отношения с этой точки зрения, то вы рискуете при определенных обстоятельствах потерять свой бизнес и вложенные средства.
  • Контрагенты оговариваются условиями франчайзингового договора. Зачастую случается, что поставщики, которыми обеспечивает франчайзер, мягко говоря, не выгодны для вас. Но условия подписанного договора придется соблюдать.
  • В среднем по стране договоры франчайзинга заключаются на срок от 3 до 5 лет, что затрудняет быстрый выход из бизнеса.

Франшиза для франчайзера

Преимущества

  • Возможность расширения бизнеса и получения дохода за счет открытия сетевых компаний. Ваш бизнес развивается и занимает большую долю на рынке.
  • Развитие бизнеса за пределами одного города, региона, страны.

  • Получение дополнительного дохода в виде вступительных и ежемесячных выплат за пользование своим брендом. Это стабильные взносы в соответствии с требованиями договоров.
  • Экономия средств на мотивацию сотрудников, так как франчайзи напрямую заинтересованы в успешности бизнеса, в отличие от наемных сотрудников.
  • Укрепление имиджа и репутации франчайзинговой компании.
  • Снижение собственных капиталовложений.

Недостатки

  • Возможные трудности при контроле деятельности франчайзи. Контролировать деятельность франчайзинговых партнеров в разы труднее, нежели сотрудников собственной компании.

 

  • Работа франшизных фирм влияет на репутацию головной компании. Может случиться так, что работая годами над «именем» своего предприятия, вы растеряете популярность из-за одной франшизной компании с плохой репутацией.
  • При расширении сети такое понятие как «коммерческая тайна» становится все менее уместно по отношению к вашему бизнесу.
  • Существует вероятность задержек в уплате обязательных взносов. Это говорит о недобросовестном исполнении франчайзингового соглашения.
  • Успешно работающий франчайзи может стать конкурентом при выходе из франчайзинговой системы. Заключенное между вами соглашение закончится, а продление не последует, так как франчайзи захочет развиваться отдельно от вас.
  • Сложность в поиске достойных партнеров для бизнеса. Правильный выбор франчайзи – основная задача франчайзера.

Рассмотрев все преимущества и недостатки франчайзинга, стоит трезво оценить свои возможности и амбиции, дать объективную оценку своей деятельности. От этого будет зависеть путь развития вас как бизнесмена.

Поделиться:

comments powered by HyperComments
Подпишитесь
на лучшие предложения