Планируя начать собственный бизнес автосервиса, необходимо чётко осознавать, что успех здесь во многом зависит не столько от организаторских способностей предпринимателя, сколько от наличия опыта работы в данной сфере и знаний в области автомеханики, чтобы не быть обманутым хотя бы собственным персоналом. Иными словами, важно вникнуть в структуру и суть деятельности автосервиса с нуля от А до Я для поддержания конкурентоспособности.
Независимо от выбранного направления деятельности стартовый капитал потребуется существенный, но потребность населения в услугах позволяет окупить эти затраты достаточно быстро. Если рассматривать статистические данные по структуре рынка сегодня, примерно 60 % его занимают авторизованные автосервисы и независимые оценщики, 25 % принадлежат дилерским центрам обслуживания, и около 15 % составляют индивидуальные мастерские. Разумеется, в разных регионах России эти цифры могут колебаться, и дилерские мастерские порой меняются местами с индивидуальными по распределению занятых мест.
Содержание
Актуальность бизнеса
Автосервис как бизнес развивается довольно стремительно, автомобильный парк в каждом регионе стабильно растёт, увеличивается спрос на услуги техобслуживания и ремонта. Соответственно, увеличивается и число предпринимателей, которые занимают данную нишу: конкуренция довольно высокая, особенно если начинать дело самостоятельно, а не по франшизе.
С другой стороны, каждый владелец автомобиля знает, что не каждый предлагающий свои услуги — действительно мастер своего дела, а значит, необходимость в профессионалах разного профиля есть всегда.
Что касается перспектив развития и актуальности автосервисов, можно отметить следующее:
- Большая часть автовладельцев имеют дорогостоящие иностранные модели, ремонтом и обслуживанием которых не занимаются самостоятельно (слишком много нюансов, зачастую необходимость заказывать необходимые детали и т. д.);
- Большинство автолюбителей попросту не имеет времени своими силами ремонтировать собственный транспорт, доверяя эту работу специалистам, которые справятся с этим быстрее;
- В больших городах распространено явление служебных автомобилей с наёмными водителями, в чьи должностные обязанности ремонт транспорта не входит;
- Любая машина периодически требует технического ремонта (сезонная замена шин, покраска кузова, мелкий ремонт и пр.), а количество потенциальных клиентов в любом городе довольно большое, даже учитывая наличие конкурентов.
Выбор ниши
Перед тем как открыть автосервис с нуля, важно определиться с концепцией своей деятельности, то есть правильно выбрать нишу. Для каждого региона, населённого пункта не может быть единственного верного решения: всё зависит от уровня конкуренции и востребованности среди населения.
Рассматривая, с чего начать, чтобы открыть действительно прибыльный автосервис, в первую очередь необходимо тщательно и неторопливо проанализировать ситуацию на том рынке, где вы намерены обустроиться.
Изучите работу конкурентов, насколько это возможно, выявите их плюсы и минусы, чтобы не повторять ошибок и иметь возможность получить преимущество на фоне тех, кто их допустил.
Запишите для себя, какие именно услуги предлагают конкуренты, какие цены на них установлены, кто входит в целевую аудиторию, и только после изучения полученной информации выбирайте направление в работе.
Официальный сервис
Открытие авторизированного официального автосервиса, будь то одной марки или нескольких, весьма престижно, поскольку клиентам прекрасно известно о преимуществах обслуживания в подобных центрах. У открываемого центра довольно быстро пополняется клиентская база.
Чтобы организовать работу официального сервиса, потребуется заключить договор с официальными представителями производителя на право оказания услуг. Также стоит быть готовым к тому, что представители выдвинут свои условия сотрудничества, которые иногда становятся причиной дополнительных финансовых трат.
Помимо этого потребуется нанять персонал с большим опытом работы, самостоятельно оплачивая тренинги и обучение для него. По этой причине такой вариант может быть не столь подходящим именно для начинающего предпринимателя, который сам не имеет в этом деле достаточного опыта или суммы, нужной для организации всех мероприятий такого уровня.
Мелкие работы и шиномонтаж
У своего частного автосервиса, если вы намерены открыть с нуля небольшой бизнес по предоставлению услуг шиномонтажа и прочих мелких работ, также имеются как преимущества, так и недостатки. Составляя план организации коммерческой деятельности, важно учитывать их заранее.
Плюсы |
Минусы |
|
|
Стандартные услуги небольшого СТО могут включать в себя не только шиномонтаж и мелкий ремонт, но также автомобильный тюнинг, кузовные работы, замену комплектующих, починку электрооборудования.
Индивидуальные услуги
Начинающий предприниматель имеет возможность начать своё дело с нуля, в том числе решив открыть автосервис, в котором будут предоставляться услуги ремонта и осмотра транспортных средств в индивидуальном порядке и с выгодными для обеих сторон ценами. Такую деятельность вряд ли можно назвать полноценным бизнесом, несмотря на то что тот же автослесарь, работающий в индивидуальном порядке, будучи отличным мастером, часто получает весьма высокий доход благодаря опыту и квалификации.
При этом в качестве места для работы может служить гараж, или мастер может организовать работу с выездом к клиенту. Основные затраты в данном случае — инструменты для работы и реклама.
Месторасположение
Место, где вы откроете свой частный автосервис, имеет непосредственное влияние на дальнейший успех. При неправильном его выборе, даже при низких ценах и качественной работой вложения себя не окупят.
Выбор места расположения зависит, в свою очередь, от типа вашей деятельности и целевой аудитории. Например, если вы будете заниматься ремонтом кузовов, стоит присмотреть район, где часто случаются аварии. Если же вы планируете более масштабные работы (трансмиссия, ремонт двигателя и др.), имеет смысл разместиться в промышленной зоне населённого пункта, так как нередко доставкой транспорта занимается эвакуатор.
Для небольшой мастерской подойдёт расположение практически в любом районе, куда несложно добираться, на обочине проезжей части.
Какие документы нужны для открытия автосервиса
Что нужно, чтобы открыть законный автосервис, так это зарегистрировать свою деятельность. Небольшая мастерская может функционировать и с формой ИП с ЕНВД или УСН налогообложением. Для крупного СТО лучше сразу оформить ООО.
Несмотря на отмену обязательной лицензии, потребуется получить ряд разрешений от санитарно-эпидемиологической станции и пожарного надзора, что не столь просто, если помещение для работы выбрано без учёта их требований.
Вот список документов, которые нужны, чтобы открыть автосервис с нуля:
- Заявление на государственную регистрацию как ИП или ООО;
- Список схематических постов;
- Свидетельство с банковскими реквизитами;
- Устав (для ООО);
- Договор аренды помещения;
- Разрешение СЭС;
- Разрешение пожарной службы (касательно проведения окрасочных и сварочных работ);
- Приказ о назначении ответственного за технику безопасности;
- Приказ о назначении ответственных за проведение технического обслуживания и ремонта;
- Свидетельство профессиональной пригодности;
- Сертифицированный документ о нормах стандартов;
- Допуск с постановкой учёта с ГНИ.
Выбор помещения
Самая большая сложность при открытии автосервиса с нуля — это получение разрешений от пожарной инспекции и СЭС. Чтобы максимально снизить вероятность возникновения преткновений с данными структурами, необходимо изначально учитывать нормы, которые нужно соблюдать в рабочем помещении, чтобы не затягивать с возможностью открыть автосервис.
Что особенно важно при выборе помещения, так это правила, действующие по всей территории России:
- Нельзя обустраивать автомобильный сервис близко к жилым домам (минимальное расстояние — 15 метров) и детским учреждениям (минимальное расстояние — 50 метров);
- Запрещено оборудовать сервис в жилом помещении, здании;
- Обязательно наличие подведённых коммуникационных систем — канализации, водоснабжения, электричества;
- Наличие отопления в зимнее время;
- Наличие санитарных узлов и душевой;
- На каждого сотрудника должно быть выделено не меньше 5 кв. м площади;
- Помещение должно хорошо вентилироваться.
Закупка оборудования
До того как непосредственно открыть автосервис и с нуля сразу стартовать на получение заработка, важно заранее позаботиться о закупке необходимого оборудования. Этот этап следует особенно внимательно планировать, чтобы не столкнуться с отсутствием необходимого в процессе работы, зарабатывая вместо прибыли негативную репутацию.
Оборудование, которое понадобится, включает в себя:
- Инструменты для замены масла, иных жидкостей плюс специально обустроенная ниша в полу или подъёмник, оборудование для фильтров, разнокалиберные отвёртки, ключи, шуруповёрты;
- Домкраты и инструменты, требующиеся для осуществления проверки разных отдельных технических деталей;
- Трансмиссионная стойка и стенды развал-схождения;
- Сварочное и паяльное оборудование, слесарные тиски, дрель;
- Оборудование для мойки деталей (если намерены заниматься ремонтом двигателей);
- Диагностический сканер, покрасочное оборудование;
- Компрессор для накачивания шин;
- Станок для шинозабортовки.
Особое внимание уделите закупке расходных материалов (смазки, ниппели, грузики и пр.): от их наличия часто зависит скорость выполнения работ, поэтому имеет смысл всегда держать расходники про запас.
Подбор персонала
Пожалуй, самым уязвимым местом даже при самой безукоризненной организации автосервиса с нуля является персонал. Количество и направленность работников зависит от того, какую именно нишу вы выбрали. Стандартно нужно организовать как минимум четыре человека при рабочем графике в две смены (по два на каждую).
Нередко приходится переманивать квалифицированных профессионалов у конкурентов, так как хороших автомехаников отыскать бывает крайне непросто. Очень хорошо, если сотрудники имеют личных клиентов, которые станут и вашими.
При подборе персонала обращайте внимание на практические навыки мастера. Например, шиномонтажом может заниматься человек, не обязательно имеющий профильное образование, но работник, который будет заниматься ремонтом двигателей, обязан иметь его.
Сегодня найти сотрудников можно, обратившись в профессиональные училища, где готовят специалистов для данной сферы деятельности. Как вариант, рассматривая, что нужно для открытия автосервиса именно вам, стоит подать запрос и через фирму, которая занимается подбором персонала.
Нюансы деятельности
Открытие автосервиса в России — деятельность весьма перспективная: постоянно нужны специалисты, техническое обслуживание, ремонт, замена деталей — спрос постоянно большой. Но, как и в любом другом деле, здесь также имеются собственные нюансы и трудности, с которыми придётся столкнуться предпринимателю. О них следует знать заранее, чтобы знать, как в какой ситуации действовать без ущерба своему делу.
Организация процесса работы
Как уже упоминалось ранее, запаситесь запасными расходными материалами и деталями, чтобы иметь возможность работать быстро и качественно, предоставляя клиентам больше, чем ваши конкуренты. Практика показывает, что из-за несвоевременных поставок сервисы страдают чаще всего, поэтому вам нужны надёжные поставщики, и лучше, если их будет несколько.
Учитывая, что бизнес на автосервисе зачастую имеет выраженную сезонность, с поставками в разное время года также бывают перебои.
Говоря о поставщиках, это могут быть крупные сети или локальные оптовые магазины. Крупные сети выгоднее тем, что цены на закупаемый товар ниже за счёт большого объёма заказа, но для начинающего предпринимателя это не всегда приемлемо, поэтому можно начать с чего-то локального, договорившись о длительном сотрудничестве.
Чтобы увеличить оборот, можно организовать в мастерской небольшой магазин запчастей.
Поиск клиентов
Расширение клиентской базы происходит не только за счёт хороших отзывов и так называемого сарафанного радио. Ваши маркетинговые стратегии должны быть продуманы, предложения и цены — чётко сформулированы с учётом сезонности.
Всегда отталкивайтесь от того, кто входит в вашу целевую аудиторию. К примеру, весной целесообразно запустить рекламу о скидках на техосмотр.
Но есть и иные способы поиска клиентов, кроме разного вида рекламы, — сотрудничать со сторонними компаниями.
Полномасштабная реклама потребуется на начальном этапе открытия, и здесь подойдут все возможные законные средства: раздача листовок, СМИ, интернет, баннеры и так далее.
Как раскрутить свой автосервис
Чтобы открыть свой автосервис, нужно вложить сразу крупную сумму стартового капитала, и окупиться он может быстро лишь при грамотной организации работы и постоянном контроле её качества. На каждого мастера за день в среднем приходится от трёх до пяти транспортных средств.
Для успешной раскрутки и хороших рекомендаций от клиентов необходимо:
- Заключить договор с надёжным поставщиком, оставляя ему заявки не в срочном порядке, а заранее (за несколько месяцев, учитывая спрос);
- Не экономить на запчастях и расходных материалах, закупая их с небольшим запасом;
- Сделать акцент на услугах, которые в вашем населённом пункте и в данное время наиболее рентабельны, чтобы охватить максимально возможный круг клиентов;
- Время от времени увеличивать перечень предоставляемых услуг.
Продвижение деятельности возможно с помощью партнёрства, то есть через компани, предпринимателей, которые не являются вашими прямыми конкурентами, но имеют ту же целевую аудиторию, что и вы. По сути, речь идёт об обмене рекламой: они размещают у себя вашу, вы размещаете у себя их предложения.
Бизнес-план
Успех невозможен без наличия грамотно составленного и просчитанного бизнес-плана открытия автосервиса с учётом малейших нюансов и рисков, с которыми можно столкнуться в процессе работы и её организации.
В данном документе должен быть проведён тщательный анализ выбранной ниши, перечислены все расходы, чтобы понимать, сколько стоит открыть автосервис, тем более с нуля, именно в вашем случае и в вашем регионе, какие именно услуги вы будете предлагать и по каким ценам, какие ежемесячные расходы на открытие автосервиса должны быть учтены.
Вы можете заняться составлением плана самостоятельно, используя примеры, которых в сети сегодня масса, купить готовый (предложений много) или, что более предпочтительно, заказать его у профессионала, который сделает эту работу с учётом всех особенностей именно для вашего случая и на актуальную дату.
Рентабельность любого автосервиса как бизнеса будет зависеть от проведённого анализа рынка и правильного подхода к организации, куда входит и маркетинговая кампания.