Что такое франшиза

Несмотря на то, что франчайзингом в России успешно занимается большая часть юридических лиц на протяжении уже более двадцати лет, немало молодых предпринимателей сегодня не осведомлены в том, что он собой представляет. Разбирая вопрос, что такое франшиза простыми словами, стоит отметить, что так именуют форму официального соглашения, подписанного начинающим предпринимателем с компанией, которая передаёт этому предпринимателю права использования её торговой марки, бренда для реализации коммерческого дела.

Суть франчайзинга – это, простыми словами, аренда имени и торгового знака уже известной компании, однако в этой сделке важно сохранять репутацию правообладателя.

В бизнесе за не одно десятилетие франшизы зарекомендовали себя превосходно, акцентируя внимание на быстрой раскрутке дела, что немаловажно для тех, кто только начинает заниматься чем-то своим. Изучая данные статистики в России, благодаря использованию этой системы, восемьдесят процентов предпринимателей имеют возможность преодолеть тот самый рубеж в пять лет, в который не укладывается 85% бизнесменов, открывающихся с нуля, разоряясь в первые же пару лет.


Приобретая франшизу, разумеется, если выбор был объективно оценён и сделан правильно, предприниматель берёт заранее выгодное и выигрышное дело. При этом он будет взаимодействовать с уже налаженной системой правообладателя, вкладываясь фактически только в покупку идеи, организацию работы и дальнейшее развитие.

О стоимости

По условиям франчайзинга, составленное коммерческое предложение партнёру (франчайзи) нужно приобрести. Сумма покупки именуется паушальным взносом, она единовременная и её не возвращают. Паушальный взнос подтверждает право предпринимателя использовать франшизу, при этом деловые отношения обязательно оформляются в виде соответствующего договора.


Более того, каждый месяц франчайзи должен платить франчайзеру (правообладателю) роялти – 8% от оборота. По сути, это фактически то же самое, что и арендная плата за использование чужого имущества, в данном случае – товарного знака.

Открывая собственное дело, франчайзер уведомляет нового партнёра о том, какая финансовая сумма нужна для инвестирования в бизнес и на чём она основывается. На самом деле это весьма значимый плюс для начинающих, которым сложно подсчитать размеры расходов, не имея опыта. По этой причине возникает много ошибок и проблем, которые приходится решать быстро и эффективно, чтобы не прогореть на первых же шагах.

Не стоит упускать из виду и то, что помимо этих затрат все прочие денежные обязательства (закупка оборудования, аренда места, коммунальные услуги, реклама, заработная плата сотрудникам и так далее) тоже ложатся на предпринимателя.

Виды франшиз и насколько они перспективны

Чтобы понять франчайзинг и простыми словами для себя же сформулировать его принципы действия, следует понять, насколько сильный интерес это представляет. Для этого важно оценить, насколько эта область перспективна и что показывает многолетний опыт.


На сегодняшний день актуальными направлениями франшизы является гостиничный, ресторанный бизнес и деятельность языковых школ. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что самые знаменитые заведения общепита, сетей продуктовых супермаркетов, одежды, появившиеся, в том числе, и в последние пять лет, работают именно в нише франчайзинга. Если оглянуться на ту же Америку, где подобная практика появилась намного раньше, у них третья часть сферы услуг развивается по франчайзингу.

Основные виды франшиз:

1. Классический.

2. Свободный.

3. Серебряный («под ключ»).

4. Золотой («мастер»).

5. Корпоративный.

6. Банковский и лицензированный.


Насколько выгодна та или иная сфера деятельности, зависит от вида франшизы, региона, спроса и множества прочих факторов, учитываемых при открытии любого дела с нуля. Например, различают классическую франшизу, в которой роялти отчисляется каждый месяц, потенциальные партнёры строго отбираются, сам договор об использовании товарного знака проходит государственную регистрацию. Кроме этого, именно здесь обучение персонала входит в обязанности правообладателя, вся сеть придерживается строгих корпоративных стандартов, ведение бизнеса регулярно контролируется, а франчайзи должен регулярно отчитываться. На практике же в России нет такого уважения к чужой интеллектуальной собственности, как за границей, поэтому классика не на первом плане.

Более распространённым видом в РФ является свободная франшиза, предоставляющая дилеру возможность организовывать бизнес самостоятельно. Однако это нетипичное дилерство, здесь также можно использовать бренд, отправлять сотрудников на обучение, консультироваться по поводу ценообразования и условий сотрудничества.

Ещё немного о видах

Различают также виды франшизы «под ключ», когда правообладатель самостоятельно занимается открытием филиала, в итоге передавая его своему франчайзи под определённый процент от получаемой прибыли.


Но и на этом не всё, есть место так называемой «золотой» франшизе, именуемой ещё «мастер-франшизой», которая позволяет партнёру монополизировать определённый регион. Купив такое коммерческое предложение, франчайзи сам является далее франчайзером, получая преимущественное право самостоятельно открывать новые рабочие точки или же продавать франшизы другим предпринимателям.

В этой разновидности различают также корпоративную, которая сходна с передачей бизнеса под аренду. Правообладатель имеет право контролировать ведение дела, но категорически запрещено расторгать подписанное соглашение и создавать на той же точке личное дело под другим именем.

Среди актуальных франшиз банковские, которые остаются востребованными только на территории Российской Федерации и в странах СНГ. Суть их заключается в том, что любой предприниматель, даже без экономического образования и аналогичного опыта, может открывать филиал уже известного банковского учреждения для возможности финансировать дружественные проекты, что даёт больше прибыли, престижа и влияния.


Преимущества бизнеса по франшизе

Рассматривая, нужна ли вам франшиза и что это такое в целом, необходимо рассмотреть в первую очередь ряд её преимуществ, которые делают её столь актуальной, а именно:

  • Получение сразу узнаваемого бренда – это привлекает потенциальный круг покупателей, которым уже известна торговая марка и которые ей доверяют (узнаваемость может быть в пределах города, региона или нескольких, по всей стране или даже за рубежом).
  • Раскрутка бизнеса осуществляется значительно быстрее – начиная полностью с нуля, на рекламную кампанию придётся потратить значительно больше денежных средств и времени, так как доверие клиентов нужно ещё заслужить, а в готовом бизнесе оно уже есть, особенно когда речь идёт о компании, которая успешно работает уже несколько лет (та же сеть «Макдональдс» является классическим примером во франчайзинге).
  • Правообладатель берёт на себя обучение персонала, разрабатывая собственные методики, проводя специальные тренинги, курсы по повышению квалификации, в которых франчайзи тоже может принимать участие.

Что касается последнего пункта, чтобы как следует вникнуть в ту сферу бизнеса, в которой придётся провести следующие годы, определённые навыки нужно иметь до того, как открывать своё дело.


Какие еще есть плюсы

Открытие дела по франшизе проще также тем, что правообладатели оказывают всестороннюю консультативную поддержку партнёров на протяжении всего существования филиала. Этот плюс даёт возможность не совершать типичных ошибок, которые для начинающих предпринимателей попросту неизбежны.

Рекламная кампания и атрибутика, включая печатную, также потянет гораздо меньше ресурсов. Франчайзер даёт подробные рекомендации касательно рекламных слоганов, в выборе цвета и готовые наработки, которые используются в сети стандартно для всех отделений. В зависимости от масштаба и политики компании, франчайзи иногда даже снабжаются некоторым необходимым оборудованием, стоимость которого, впрочем, входит в сумму паушального взноса. Поскольку правообладатель непосредственно заинтересован в поддержании своего имиджа и развитии сети, нередко он размещает рекламу о филиалах в средствах массовой информации, в частности, на телевидении.

Приобретение франшизы также значит и то, что территориальные разграничения сразу будут чёткими, это, в том числе, снижает риски и возникновение проблем. Границы оговариваются сразу и фиксируются отдельными пунктами в договоре.


Недостатки

Самым очевидным недостатком в этом бизнесе является цена франшизы. Несмотря на то что франчайзеры заинтересованы в развитии и рассчитывают оптимальную, незавышенную стоимость, она всё равно остаётся немалой. По этой причине стартовый капитал должен быть ощутимым, включая также запас для непредвиденных обстоятельств. Чем знаменитее бренд – тем дороже его франшиза, это закономерно. Приобрести ряд эксклюзивных прав желают многие, что также становится причиной жёсткого отбора претендентов. Однако результат стоит того, чтобы стать единственным представителем торговой марки в целом регионе – прибыль будет получена в несколько раз больше.

Что ещё не очень позитивно, так это как раз наличие чётких и строгих требований к франчайзи. Разумеется, все условия прописаны уже в самом коммерческом предложении плюс оговариваются лично, фиксируются в договоре. Но на практике узкие рамки, в которые ставит правообладатель, оказываются весьма ощутимыми. В этом нет никакого подвоха – компания действует сугубо в интересах бренда и несоответствие концепции, правилам со стороны франчайзи может существенно снизить прибыль и даже подвести правообладателя к банкротству.

Несмотря на это, порой требования действительно крайне жёсткие, например, когда франчайзер требует, чтобы для приобретения его прав предприниматель не арендовал помещение, а купил его, устанавливая требования к площади и так далее.


Важные особенности

Разбираясь подробно с тем, что такое франчайзинг и насколько это актуально именно для вас, следует взять на заметку, что не всегда компании предлагают действительно выгодные условия сотрудничества. Каждая опытная компания, занимающаяся франшизами, в своём штате имеет хороших юристов, задачей которых является составление заковыристых договоров. Документ с подвохами и двусмысленным толкованием ориентирован на максимальное соблюдение интересов правообладателя и получения выгоды им же. По этой причине не стоит торопиться с принятием решений, особенно когда условия договора не досконально понятны. Целесообразно обратиться за помощью к грамотному юристу, который проверит договор, сделает детальный анализ и ознакомит вас с ним, помогая принять правильное решение и избежать фатальной ошибки.

Накладывание ограничений порой означает также некоторые запреты на самостоятельное развитие бизнеса. Так, к примеру, если у предпринимателя появится какая-нибудь интересная идея по привлечению клиентов, придумана интересная дополнительная услуга – ссылаясь на договор, воплотить в реальность её будет нельзя. Соответственно, сама идея владеть франшизой часто может обозначать полный запрет на творческий подход.

Существующие риски

На практике следовать всем чётким условиям правообладателя не так просто, как кажется на первый взгляд. А за невыполнение условий, нарушение пунктов соглашения предусмотрено строгое наказание, включая лишение прав на использование франшизы. Менее радикальные меры пресечения – система штрафов. Сюрпризов здесь нет – всё зафиксировано договором и обязательно озвучивается до подписания документа сторонами.


Не менее веское слово в данной сфере – банкротство правообладателя и поглощение компании другой организацией. Это значит, что в данной ситуации все права на бизнес переходят другому человеку или лицам, включая и ваше дело тоже. Такое положение может и не нести в себе ничего плохого, но условия сотрудничества могут быть изменены не в вашу пользу. Соответственно, есть риск, что прибыльное дело вдруг окажется убыточным.

Чтобы по возможности застраховать себя от чего-то подобного, всегда обращайте внимание на срок действия франшизы. Одни компании передают свои права на пять лет, другие – на двадцать, а предвидеть, что случится за эти двадцать, достоверно не может никто.

И к недостатку, и, нередко, к преимуществу можно отнести тот фактор, что одним из условий франчайзеров является обязательное сотрудничество франчайзи с их поставщиками. С одной стороны, вам не нужно беспокоиться о поиске надёжных поставщиков и хороших материалов, с другой стороны, свои затраты в этом пункте никак снизить не удастся.

Поделиться:

comments powered by HyperComments
Подпишитесь
на лучшие предложения