Составление бизнес-плана – это весьма важный этап для организации любого дела, без которого нельзя эффективно реализовать свою идею. Сегодня есть возможность приобрести уже готовый документ, но составление его самостоятельно хоть и сложный процесс, но очень значимый, особенно в малом бизнесе, который помогает намного чётче понять, что делать и как. Во всяком случае, если опыта совсем нет, можно обратиться к специалисту и составить свой проект с его помощью. Последовательность действий по написанию плана в целом требует:
- Посмотреть готовый аналогичный образец бизнес-плана;
- Ознакомиться со статистикой в вашем регионе или населённом пункте, где вы будете организовывать своё дело;
- Провести ряд маркетинговых исследований (насколько заполнена выбранная ниша, с кем придётся конкурировать, какова потенциальная выручка, преимущества и недостатки дела);
- Подыскать потенциального поставщика, посчитать себестоимость товара или услуги и её конечную цену, определить рентабельность;
- Провести расчёт окупаемости при уменьшении выручки на определённый процент ниже планируемого (это важно для того, чтобы подготовиться к нескольким вариантам развития событий);
- Подобрать оптимальную правовую форму для ведения коммерческой деятельности;
- Выбрать самую удобную в вашем случае форму налогообложения.
Все бизнес-планы создаются на основании собранной информации и её сопоставлении друг с другом.
Резюме проекта
Структура плана обязательно включает в себя такой пункт, как резюме всего проекта. Оно является ключевым разделом, из которого любой инвестор может получить исчерпывающее представление о том, что за дело предстоит открывать. Здесь важно краткое описание, особенно если планируются привлекаться инвесторы, важно обозначить этап, на котором они смогут выйти из проекта и что в итоге получат. Разумеется, сумма инвестирования или кредита, если предприниматель намерен обращаться в банк, сроки данного займа и гарантии его возврата также описываются.
При рассмотрении структуры образца бизнес-плана на примере открытия небольшой гостиницы, выглядит информирование следующим образом – название организации (ОАО, ООО, прочее) мини-гостиница «ХХХХ» категории (указывается). Гостиница размещена в здании на четыре этажа рядом с центром Москвы в тихом районе, проект рассчитывается на следующие пять лет и включает в себя:
- Этап строительства объекта на 80 номеров с общей стоимостью в 65350 рублей;
- Стоимость проекта будет покрыта за счёт личных средств в размере (указывается имеющаяся сумма) и за счёт открытого на два года с займом в размере (обозначить размер кредита), которая вместе с процентами в полном объёме будет возвращена за первые два года работы;
- Окупаемость проекта составляет три года (эффективность подтверждается ссылкой на расчёты).
Раздел концепции
Это второй пункт в структуре проектной документации, в которой предприниматель должен показать, насколько хорошо он знает свои услуги, свой продукт и рынок. Прежде чем открыть собственное дело, необходимо понимать, что и в каких объёмах нужно потребителю, каков их примерный процент по данному региону, населённому пункту. Для этого важно проанализировать уже существующие аналоговые продукты, услуги, отметить их преимущества и недостатки, на что жалуются и чего хотят клиенты. При планировании в разделе концепции на примере той же гостиницы можно указать, что в данном сегменте большое число клиентов, которые владеют недостаточным объёмом информации, которую им предоставили организации, ныне функционирующие, исходя из чего маркетинговая, рекламная кампания должна быть максимально активной.
Конкурирующие гостиницы предоставляют разные услуги, включая ту же стоянку, которая может быть как платной, так и бесплатной, или размещение с животными. При этом каждая такая фирма предлагает свои услуги, пусть и смежные по своему назначению, но не идентичные. Кроме того, сама ниша требует изначально внушительного стартового капитала, даже если не учитывать само строительство, необходимое оборудование обойдётся очень дорого.
Предоставляемые услуги
Предоставляемые услуги должны быть описаны в отдельном разделе, полный их перечень, что именно и для чего будет предоставлено, планируются ли в дальнейшем какие-либо изменения. Сведения подаются кратко, но должны давать чёткое представление о товаре или услуге.
Бизнес-план и пример такового на гостинице выглядит в данном разделе следующим образом:
- Предоставление услуг гостиничного комплекса для жителей и гостей города с возможностью расположиться в 80-и двухместных номерах (если запланированы одноместные, люксы, трёхместные и прочие – указывается каждое с количеством номеров), оборудованных (также перечисляется, вплоть до указания размеров и количества кроватей);
- Общественное питание – расположение кафетериев на каждом из четырёх этажей (или одного на первом, по желанию предпринимателя), рассчитанных на 20 посадочных мест;
- На ограждённой территории отеля есть платная (бесплатная) автостоянка на 80 автомобилей, которой могут пользоваться постояльцы (сотрудники, посторонние лица за отдельную плату – всё это указывается);
- Передача части территории (помещений) под аренду для расположения киоска для продажи сувениров, почтового отделения, прочего;
- Возможность заказать услуги переводчика, гида и прочие дополнительные услуги – на усмотрение предпринимателя.
Конкурентоспособность
Высокая рентабельность в условиях выгодного быстрорастущего рыночного сегмента не может быть достаточно долго обеспечена, поскольку конкуренты обычно уже имеются, и в дальнейшем будут появляться. Важно перечислить, какие категории компаний являются на сегодняшний день вашими соперниками, их плюсы и минусы, потребительское восприятие (как клиенты воспринимают их цены, услуги, качество обслуживания и что их отталкивает). Ориентироваться в первую очередь придётся на крупные организации, поскольку именно они косвенно:
- Диктуют стандарт на товары и услуги;
- Существенно влияют на то, каким потребитель видит желаемый продукт;
- Несут большие затраты на поддержание своей доли на рынке;
- Позволяют себе ценовые демпинги.
Важно определить и зафиксировать малейшие значимые преимущества, которые позволят вам конкурировать, сделать акцент на услугах и товарах, которые вы можете предложить более качественными и удобными. Примеры должны быть приведены конкретно, вместе с препятствиями.
Следует понимать, что угроза идёт не только от уже существующих и твёрдо стоящих компаний, но и от новых, которых привлекают высокие доходы и спрос на выбранную вами нишу. Следует правильно и заранее выбрать также поставщиков.
При оценке конкурентоспособности нужно уметь сравнивать предложения от лица потребителя, знать, на что он обращает внимание в первую очередь, и что будет видеть в вашем предложении и в предложениях других.
Маркетинговый план
При открытии любого своего предприятия нужно продумать и включить в бизнес-план маркетинговые хода, учитывая проведённый анализ выбранной ниши, рынка и конкурентов. Маркетинговый план необходим для раскрытия мер, позволяющих достичь цели проекта. Можно сказать, это стратегическая позиция организации на торговом рынке, благодаря которой можно выделиться среди конкурентов. Более того, важно описать, каким образом данная маркетинговая идея будет донесена (рекламная кампания, организация или посещение выставок, прочие мероприятия).
Так как любое маркетинговое мероприятие требует финансовых затрат, все расходы важно тщательно спланировать. Выбор маркетинговых средств должен соответствовать типу и размеру вашего дела. Следует описать главный принцип работы и ценообразование. Готовые бизнес-планы в расчётах не так хороши, как составленные индивидуально.
Как оценить сильные и слабые стороны дела | |
Сильные | Слабые |
1 | 2 |
Система по распределению | |
|
|
Предоставление услуг | |
|
|
Личные средства организации | |
|
|
Управленческая организация | |
|
|
Имидж компании | |
Уровень обслуживания высокий и в хорошем представлении. | Возможность выполнять свои обязательства даже при минимальном или нулевом доходе. |
Капитальные затраты и страхование рисков
Любой действующий бизнес-план и пример бизнес-плана, который сегодня можно найти готовый, эта задача ныне проста даже для школьников. Шаблоны не являются унифицированными, поэтому их можно менять на своё усмотрение как угодно, но обязательно с соблюдением структуры и включая все самые значимые пункты. При расчёте капитальных затрат, который является также обязательным, определяются все этапы работ, перечисляются задействованные ресурсы, которые нужны, и их цена. Сюда включаются расходы по строительству, комплектованию оборудованием, его стоимость, транспортные затраты, монтажные работы, отчисления, месячная амортизация.
Рассматривая готовые примеры бизнес-планов, независимо от их направленности, важно обратить внимание на оценку рисков. Для малого бизнеса даже с высококвалифицированным руководителем и хорошо проработанной стратегией застраховаться от всех рисков попросту невозможно. К любым лучше подготовиться заранее, но самыми распространёнными являются:
- Связанные с конкуренцией – иногда конкуренты идут на снижение цен, чтобы привлечь к себе клиентов или появляются новые аналогичные компании рядом;
- Изменение экономической ситуации, снижающее спрос на определённые услуги и товары;
- Критические изменения в производстве;
- Возрастание цен на материалы, коммунальные услуги, оплату труда сотрудникам.
Хороший бизнес-план подробно должен быть продуман и составлен предельно тщательно. Готовый документ экономит время, но на его полное понимание и фактическое изучение тоже придётся потратить немало, чтобы чётко представлять, какие товары, услуги, как продвигать, сколько времени и средств придётся задействовать и окупится ли это.