​Делегирование полномочий: как грамотно это сделать с пользой для бизнеса

Делегирование полномочий – важнейший процесс на пути стратегического развития бизнеса. Умение руководителя правильно распределять полномочия и ответственность является важным его качеством. Многие руководители придерживаются такого мнения, что проще выполнить какое-либо задание самому, не тратя время на объяснения того, что требуется сделать, чем поручить его своим подчиненным. Но это глубокое заблуждение, что многократно доказано на практике.

Делегировать полномочия вы можете двумя способами. В первом случае сотрудник выполняет возложенную на него работу, при этом вся ответственность за её результат лежит на руководителе. Также имеет место быть распределение обязанностей с несением ответственности за качество их выполнения. В последнем случае сотрудник полностью отчитывается перед вами за то, что сделал.

Делегируя часть своих полномочий сотрудникам, вы, таким образом, оказываете им доверие. Это один из первостепенных моментов, так как в случае отсутствия личной уверенности в том, что доверенное лицо справится с поставленной задачей, вероятнее всего, работа будет выполнена вами самостоятельно.

Для чего необходимо распределение обязанностей?

Данный процесс можно отнести к мероприятиям по обучению персонала, что позволит сформировать достойный кадровый резерв. Грамотно делегирую полномочия, сотрудник будет чувствовать необходимость в своей деятельности, к тому же многие поручения более низкое звено специалистов способны выполнить гораздо эффективнее, так как объективно оценивают сложившуюся ситуацию изнутри. Это в свою очередь повысит результативность существующих бизнес – процессов. Главное, распределяя обязанности среди подчиненных, вы освободите свое рабочее время для того, чтобы сконцентрироваться на основных направлениях развития вашего бизнеса. Кроме того, в случае роста и расширения организации объем обязанностей значительно увеличится, и выполнять все самостоятельно вы не будете в силах.

При выборе сотрудника, которому вы планируете поручить решение какой-либо задачи, учтите следующие моменты:

  • специализацию работника;
  • имеющийся опыт в выполнении подобных заданий;
  • степень загруженности основной работой;
  • целеустремленность и работоспособность специалиста.


Поручая задание, на каких моментах стоит сосредоточиться:

  • четко сформулирован желаемый результат;
  • определена степень самостоятельности для специалиста при решении поставленной задачи (от полного контроля со стороны руководителя до свободы в действиях);
  • эффективное делегирование благодаря построению партнерских отношений;
  • предоставление полномочий в том объеме, который поможет решить поставленные задачи (ни больше, ни меньше);
  • должная поддержка исполнителя здания (совет, рекомендации и проч.);
  • эффективная мотивация позволит повысить работоспособность и лояльность сотрудника.

Необходимо понимать разницу между мотивацией и стимулированием специалиста для выполнения дополнительных задач. Скорее всего, во втором случае вы столкнетесь с проблемами и не получите ожидаемого результата. Важно понимать, «что» является успехом для сотрудника. Как правило, финансовый фактор стоит не на первом месте. Здесь высокую значимость имеет личная удовлетворенность, рост в глазах руководителя. Не забывайте постоянно повышать степень трудности предлагаемых обязанностей. Благодарность за проделанную работу даже в случае неполной вашей удовлетворенности, возможно, здесь присутствуют и ваши личные ошибки.

Существуют задания, которые нельзя переложить на своих подчиненных. Это касается стратегического планирования вашего бизнеса, планов его дальнейшего развития. Кадровые вопросы, такие как увольнение и прием на работу, должны быть в обязанностях руководителя. Решением вопросов на высшем уровне занимайтесь самостоятельно. К личным делам стоит отнести благодарность сотрудников, это поднимет ваш авторитет в их глазах.

Чаще всего руководители сталкиваются с такими трудностями:

  • Расплывчатая формулировка поставленных задач.
  • Ложное делегирование (данные обязанности являются повседневными).
  • Неправильный выбор специалиста.
  • Четкое разграничение обязанностей и ответственности среди специалистов.
  • Недостаточно доверительное отношение к подчиненным.
  • Перенос большей части своих полномочий на подчиненных.

Подводя итоги всего вышесказанного, отметим, что умение руководителя грамотно распределять полномочия между своими подчиненными положительно скажется на работе всей организации, приведет бизнес к успеху. Личное общение с персоналом позволит наиболее продуктивно осуществить процесс распределения полномочий.

Поделиться:

comments powered by HyperComments
Подпишитесь
на лучшие предложения