Договор франчайзинга (или, иными словами, договор коммерческой концессии) для России достаточно новый документ. Его регистрация – сложный процесс, и в некотором роде «скользкий». Существует несколько вариантов законного оформления отношений между франчайзером и франчайзи. К примеру, могут быть заключены следующие договоры: коммерческой концессии, лицензионный, на оказание услуг или использование бизнес – системы, поставок или продаж, аренды оборудования или субаренды помещения.
Договор коммерческой концессии подразумевает передачу прав на использование товарного знака. Соглашение между франчайзером и франчайзи рассматривается как гражданско – правовой договор, который регулируется ГК РФ.
Что может являться предметом договора?
- В обязательном порядке перечень прав и обязанностей заинтересованных сторон.
- Финансовая сторона вопроса, т.е. порядок выплат и их размер, штрафные санкции.
- Условия сотрудничества.
- Условия, являющиеся обязательными, согласно законодательных правовых актов.
ГК РФ обязывает регистрировать франчайзинговые договоры в местном органе исполнительной власти, который заведует интеллектуальной собственностью. Только после его регистрации в Роспатенте он становится законным и вступает в силу. Несмотря на то, что в случае нарушения законодательства при оформлении взаимоотношений вся ответственность будет возложена на покупателя (франчайзи), все же составлением документов должен заниматься франчайзер. Тем не менее покупатель ни в коем случае не должен оставаться в стороне от этого процесса.
Охраняемыми объектами, требующими регистрации в Роспатенте, являются:
- патенты на изобретения;
- промышленные стандарты;
- образец, который характеризует внешний вид товара;
- коммерческое название, которое является интеллектуальной собственностью;
- товарный знак;
- знак обслуживания;
- базы данных;
- фирменное название;
- новые модели;
- особая маркировка товаров;
- ноу-хау;
- финансовые, производственные и маркетинговые секреты.
В Роспатенте также осуществляется контроль за сроками передачи лицензий на товарный знак. Помимо этого данная организация проверяет следующую информацию по содержанию договора:
- финансовую сторону вопроса, условия вознаграждения, так как в соответствии с законодательством франчайзинговый договор не может быть безвозмездным;
- истинность правообладателя;
- данные о зарегистрированных товарных знаках, сведения в соответствующих гос. реестрах;
- зарегистрировано ли юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.
Для признания документа законным он должен соответствовать требованиям:
- подписи заинтересованных сторон (правообладатели и покупателя);
- соответствие законодательным актам России;
- обязательная регистрация товарного знака и самого документа в Роспатенте;
- сроки действия договора и условия его расторжения, в том числе в одностороннем порядке.
Договор составляется в двух экземплярах, и оба варианта регистрируются соответствующим образом.
Что говорит практика?
Лишь четвертая часть франчайзинговых договоров проходит процесс регистрации. С чем это связано? Ответ прост, стоит только подробно изнутри рассмотреть процедуру регистрации. К тому же, франчайзи с легкостью может проверить в открытых реестрах ФИПС зарегистрированные ли заключенные договоры. Здесь также можно увидеть полный список франчайз интересующей компании.
За что придется заплатить?
Заявление о государственной регистрации, говорящее о том, что вы можете передать свои права другой стороне, к тому же отдельно оплачивается каждое свидетельство и каждый товарный знак.
Представленные в Роспатент документы должны соответствовать формальным требованиям и действующему законодательству. Ваше заявление рассматривается 45 календарных дней. В течение этого времени принимается решение, а при недостаточности документов время рассмотрения может быть увеличено. В целом регистрация франшизы может занять полгода.
При дальнейшем сотрудничестве возможно внесение дополнений или изменений в соглашение, которые также в обязательном порядке регистрируются в Роспатенте.
При некоторых обстоятельствах процесс регистрации осуществляет третья сторона, т.е. доверенное лицо. В этом случае обязательно наличие соответствующего законно заверенного документа.
Документация составляется на русском языке, в противном случае к иностранному документу должен быть приложен заверенный в установленном порядке перевод на русский язык. Его отсутствие может послужить поводом для отказа в регистрации. Данный пункт актуален при заключении договоров с иностранными компаниями.
На самом деле заключение франчайзингового соглашения с его последующей регистрации юридически защищает обе стороны взаимоотношений. Если партнерские отношения не оформлены в соответствии с законодательством, то вы в любой момент можете потерять свой бизнес и вложенные в него денежные средства.