Как написать бизнес план?

Составление бизнес-плана необходимо любому предпринимателю для инвестора, а также для эффективного ведения своей коммерческой деятельности на каждом этапе. От того, насколько грамотно оформлен данный документ, зависит, будет ли интересен ваш проект инвесторам, банку, если нужен кредит. Да и сам успех, учитывая печальную статистику, по которой более восьмидесяти процентов предпринимателей обречены на провал уже в течение первых двух лет работы.

В действительности процесс планирования самый сложный, поэтому, если опыта и чёткого понимания организационной работы нет, лучше сразу обратиться за помощью к профессионалу. При этом речь не идёт о покупке готового бизнес-плана, очень важно, чтобы составлен был именно ваш, с учётом всех особенностей и с вашим участием, чтобы каждый зафиксированный пункт был понятен и обоснован. Необязательно обращаться к кому-то местному, однако сложность заключается в том, что объективно оценить компетентность профессионалов сложно, их расценки сегодня вовсе не являются показателем качества предоставляемых услуг.

С другой стороны, вы можете облегчить свою задачу, прочитав данное руководство, чтобы как можно точнее определиться с требованиями и ожиданиями. Важно помнить, что именно на основе бизнес-плана будет строиться вся дальнейшая работа.

Стандарты и структура

Интересуясь вопросом, как правильно составить бизнес-планы, необходимо знать, что для них установлены разные стандарты. Выбор такового зависит от того, какие задачи перед собой вы поставили. Например, для инвестирования имеет смысл поинтересоваться непосредственно у инвестора заранее, по какому стандарту ему нужен план. Особенно актуально это для получения банковского кредита.


Стандартов планирования бизнеса сегодня разработано несколько:

  • ЕБРР – стандарты Европейского банка;
  • KPMG – этот недоступен малому бизнесу;
  • Tacis – международная программа;
  • UNIDO – сегодня в списке самых распространённых, разработан ООН для промышленного развития;
  • Прочие.

В данной статье мы рассматриваем планирование на основании рекомендаций Федерального Фонда по поддержке малого бизнеса. Структура документа будет включать в себя резюме (обзорная статья), описание организации и услуг (продукции), рыночный анализ, план производства и сбыта, финансовые расчёты, а также при необходимости чувствительность рынка и нормативные приложения.

Составление бизнес-плана обязательно ориентируется на населённый пункт, где предприниматель ведёт или будет вести свою деятельность. Опять же, не стоит вестись на недорогие предложения купить уже нечто готовое, поскольку, как правило, вы приобретёте таким способом устаревшую информацию и неактуальные расчёты, которые к вашему городу неприменимы вовсе. Скачать готовые примеры гораздо разумнее, подметив в них для себя какие-либо важные нюансы.

Подготовка резюме

Самой важной частью бизнес-плана является первый раздел – резюме. Возвращаясь к инвестированию, стоит отметить, – если инвестора не заинтересовало резюме, скорее всего, дальше читать он вообще не будет. Это же касается и банковских учреждений – нечётко и неполно сформулированная бизнес-идея не вызывает доверия.


В обзорном пункте сразу указывается название самого проекта, к примеру, – бизнес-план строительного магазина. Далее последовательно фиксируется название вашей организации (грубо говоря, название данного магазина), какую правовую форму вы выбрали (ЧП, ООО, ОАО и прочее), частное это дело или имеется фиксированная доля государства, какова численность штата, уставная сумма (ваши личные средства, даже если это 10 000 рублей). Адреса и телефоны, банковские реквизиты, Ф.И.О. с полным возрастом и квалификацией руководителя, то есть ваши, тоже указываются в этом блоке.

После описывается сам проект, его суть, с указанием о планировании расширения в дальнейшем, если это так. Указывается специфика и каждый этап развития. Даже если пока нечем похвалиться, зафиксируйте всё тезисами. Квалификация, опыт работы персонала, особенно ключевых профессионалов, тоже указывается в резюме. Информация о том, где специалисты получили образование, тоже фиксируется, как и предыдущее место работы (три последних, если имеется). Доля каждого в уставном капитале записывается.

Раздел с описанием организации

Для разработки бизнес-плана следует начать с написания целей, которых нужно достичь. Чётко определите, в какой нише намерены развивать собственное дело, в каком направлении и с какими преимуществами, чем сможете выделиться на уже заполненном кем-либо рынке. Следующим шагом будет заполнение таблицы, представленной ниже:

Показатель

Значения

За год

За три года

За пять лет

Объёмы производства

Объёмы продаж

Рыночная часть

Ожидания снижения себестоимости или увеличения маржи

Рост прибыли (чистой)

При планировании расширения – количество торговых точек, филиалов и так далее

Прочие показатели, которые в планах на улучшение (экономические)

Эта таблица нужна вам для того, чтобы максимально чётко формулировать свои цели и понимать их. По возможности следует заполнить все ячейки, но это не является обязательным. Объёмы продаж нужно рассчитать в процентах, увеличение выручки – в рублях за год, выпуск продукции – в разах.

В первом разделе составления бизнес-планов также перечисляются все основные владельцы организации, и какова роль каждого. Кроме того, перечисляется штат (должности, сколько сотрудников на каждую, какова их заработная плата). Обязательным пунктом будет описание преимуществ вашей организации перед другими, указывайте всё, что сможет вас выделить от конкурентов, чем сможете заинтересовать потребителей.

Описание услуг и продукции

В следующем разделе пишется, какие именно товары или услуги вы будете продвигать. Указывайте их преимущества, ликвидность, минусы, сравнивая ваше предложение с уже имеющимися аналогичными товарами, услугами на рынке, анализируя последующие шаги для развития.

В характеристике товаров, услуг для начала кратко их опишите, после чего отдельно остановитесь на функциональности и качестве каждого пункта, что в дальнейшем будет непосредственно влиять на вашу роль на рынке и, соответственно, прибыль. Применение вашей продукции следует зафиксировать на примерах.

Поскольку правила и законы, касающиеся регулирования выбранной вами ниши, будут влиять на ваш бизнес, имеет смысл сделать акцент на соответствии своих товаров российским и, возможно, международным стандартам, учитывая требования и контроль качества. Зафиксируйте сертификатные и нормативные требования, обеспечьте гарантийное обслуживание, если это необходимо. В том случае, когда проект подразумевает услугу или продукт, находящийся в разработке, это указывается в плане.

Важно понимать, что ни одна идея в бизнесе не может успешно развиваться, стоя на месте. Поэтому предусмотрите заранее возможности развития и доработки, акцентируйте внимание на этом, зафиксируйте возможные идеи на будущее, указав, почему именно их вы выбрали. Если что-либо запатентовано на ваше имя, лицензировано заранее – это также отображается в бизнес-плане и положительно влияет на восприятие проекта инвесторами.

Рыночный анализ

Анализ характеристик рынка также неотъемлемая часть по составлению бизнес-проекта. Необходимо собрать максимальное количество актуальной информации о ситуации на рынке в выбранной сфере деятельности, каковы её тенденции на сегодняшний день, насколько она перспективна в будущем, можно ли её развить. Это важный этап, даже если своё дело вы будете открывать только в определённом населённом пункте или вовсе отдельной его части. Грамотный и тщательный анализ позволит лучше видеть возможности для развития и направления, в которых стоит работать.

Определение характеристик потенциальных потребителей также важно. Сюда входит и ориентированность вашего дела, направлены ли вы на целевой рынок, промышленность или намерены охватить разные слои населения. Если вам предстоит работать с конечными потребителями, определитесь с их возрастной категорией, уровнем образования, составом семьи, полом, уровнем доходов, жизненным стилем, профессиональными знаниями, общими потребностями и покупательским поведением.

Разработанный план также включает в себя стратегии по продвижению своих товаров и услуг. В маркетинговой деятельности ценовая политика должна быть эффективна, поэтому зафиксируйте свои расчёты с обоснованием установления цен. В зависимости от них будет расти ваша прибыль. Определение ценовой политики требует чёткой постановки задач, разработки системы цен, учитывая затраты, а также стратегии продвижения. Более того, в этот же раздел включаются и характеристики уже существующих конкурентов, какую долю рынка они занимают, каковы их недостатки и преимущества, прочее.

Производственное ориентирование

Составлять проект для производственного предприятия – значит, включить в план раздел производственного ориентирования, в котором описывается процесс по производству продуктов. Весь технологический процесс должен быть подробно описан, чтобы было ясное понимание достижения готового результата. Как правило, это не касается начинающих, поскольку, не имея опыта в бизнесе, подобная затея фактически сразу обречена на провал.

Строятся производственные планы обычно на существующих планах по сбыту товаров. Фиксируется каждый этап производства, даже самый незначительный. Можно оформлять таковой, как календарный план, включающий в себя прогнозы сроков проведения каждого мероприятия и необходимая сумма финансирования. В идеале помимо нюансов производства следует отобразить схематически технологический процесс, начиная от закупки материалов и сырья, заканчивая продажей готового продукта.


Шаги по улучшению технологического процесса в дальнейшем, что нужно для их воплощения также фиксируются. Сама же структура вместе с составом производственной мощности не нуждается в подробном описании, если речь идёт о бизнес-плане. Больше внимания уделяется снабжению материалами, сырьём, комплектующими, включая перечень объёмов таковых для дальнейшей работы.

Планирование сбыта

Интересуясь, как составить бизнес-планы самому, следует обратить внимание на то, что раздел планирования сбыта является одним из самых важных и в любом случае обязательным, независимо от вида и прочих особенностей проекта. Здесь необходимо отобразить стратегию продажи на каждом этапе развития и существования вашего дела с обоснованием реальности данных планов. Указывается стоимость продукта, услуг, если имеется готовый прайс-лист – он прилагается к бизнес-плану. Все методы, по которым вы определили цену, указываются вкратце, чтобы было понятно, на чём основывались расчёты, предусмотрены ли скидки, гарантийные сроки.

Пишите о методах продажи, которые будут применимы в вашем случае, способах по управлению сбытом, методах продвижения продукта, услуг, способах продаж. Не будут лишними схемы по распределению продукта с отметками процесса и условий продаж. Это позитивно скажется и на вашем восприятии рабочего процесса в дальнейшей работе, и на решении, которое примет потенциальный инвестор.

Разумеется, описанные условия продаж в реальном времени могут быть изменены из-за многих факторов, будь это надёжность партнёров, сезонность или жизненный цикл продукта.

Вопрос финансирования

Выгодный хороший бизнес, как и качественный дом, должен стоять на прочном фундаменте, которым в данном случае и является планирование. В нём самым масштабным разделом являются финансовые вопросы, к которым относятся сама стоимость проекта. Информация, полученная из расчётов и написанного в разделе, позволит вам оценить свои финансовые способности, а инвесторам – затраты и выгоду. Описывая финансовые результаты, приводятся условия по оценке и предположениям, на которые ссылался предприниматель. Важно также указать, кем составлены сметы – самостоятельно ли или с помощью профессионала, независимого оценщика.


Каждый прогноз должен быть обоснован письменно, помогая эффективно достигать поставленной ранее цели. Имея на руках отчёты об убытке и прибыли, далее вы получаете сведения касательно того, приносит ли дело доходы. Именно поэтому в штате должен быть постоянный или временный для малого бизнеса (услуги которого нужны обычно пару раз в месяц) финансовый специалист.

Ваша задача на начальных этапах описать предполагаемый источник и схему финансирования, несения ответственности по погашению долгов, гарантии, необходимость в дополнительном спонсировании, если это нужно. Предусмотрите и зафиксируйте письменно разные возможные варианты развития событий и как вы будете решать возникающие затруднения.

Что касается денег

Перед тем как написать бизнес-планы, пошаговая инструкция советует чётко определить собственные финансовые возможности. Чем меньше долг – тем меньше рисков, и тем мягче падение в случае провала. Прогнозируйте финансовые отчёты вместе с рисками, поскольку они обязательно коснуться и кредиторов с инвесторами в случае чего. Составляются списки по способам их минимизации. Данные с рисками и гарантиями нужно разработать и зафиксировать в отдельном подразделе, учитывая и описывая ряд внешних и внутренних факторов, продумать и применить меры защиты от денежных потерь.


Насколько глубоким должен быть такой анализ, зависит от того, каким видом деятельности вы намерены заниматься, и какова сумма потери с создающими условиями может быть. Основными видами рисков для создаваемой деятельности отмечают:

  • Коммерческие – отображающие, насколько надёжен доход, учитывая конкурентную среду и проблемы со сбытом;
  • Финансовые – обуславливается недостаточным объёмом финансирования, неспособностью предприятия вернуть заём и проценты по нему;
  • Производственные – связаны с показателями низкого качества товаров и услуг, ненадёжностью применяемого оборудования, плохими системами снабжения материалами.

Подробная инструкция всегда применима к каждому проекту не в полной мере, так как нюансов слишком много. Тем не менее оформление планирования должно включать в себя и графики по налогообложению, погашению кредита, расчёт ликвидности и платёжеспособности.

Эффективность проекта

Бизнес-планы для чайников и для опытных предпринимателей – это всегда первый и важнейший шаг, в котором должно быть продумано и предусмотрено всё до мелочей. Более того, можно составлять бизнес-планы для себя, даже если дело совсем небольшое или пока неофициальное, чтобы помочь себе же организовать всё максимально правильно. Как правильно написать бизнес-проект – образцов и инструкций более, чем достаточно, в крайнем случае – всегда есть профессионалы.


Зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель, раздел с оценкой эффективности проекта должен включать в себя показатели:

  • Чистой прибыли – доход, который будет получен за конкретный срок после налогообложения;
  • Чистой дисконтированной прибыли – с превышением суммарного денежного поступления над суммарными тратами на проект;
  • Внутренних норм прибыли – составляется максимально приемлемая дисконтная ставка, инвестируемая предпринимателей без каких-либо потерь;
  • Дисконтного срока окупаемости – времени, за которое вложенная сумма будет возвращена за счёт продаж своих товаров, услуг;
  • Необходимости в финансировании со стороны – лучше взять максимальные значения величин абсолютных с накопленного отрицательного сальдо от инвестирования;
  • Индексов дохода – отдача от разрабатываемой деятельности.

Саму оценку эффективности вносим в бизнес-план и составляем расчёт с учётом индекса прибыльности трат и дисконтированных трат, дохода от инвестирования, а также дохода от дисконтированного инвестирования. Поэтому, чтобы создать грамотно бизнес-план и составить план по финансовым вопросам, понадобится специалист. Впрочем, примеров по расчётам тоже достаточно, но без экономической осведомлённости они вряд ли сильно помогут.

Поделиться:

comments powered by HyperComments
Подпишитесь
на лучшие предложения